Обслуживание стартера ДВС 1ZZ-FE.

Данный файл выполнен на основе материалов, представленных участником форума Клуба Любителей Toyota Wish Alex Wish .
Обслуживанием назвал только потому, что ремонт не проводился, а только была проведена очистка деталей и замена пластичных смазок.
Год выпуска авто – 2004, пробег – 92000 км (при покупке 85000 км, надеюсь реальный).
Эту работу провёл потому, что были симптомы, которые выглядят так: при одинаковых эксплуатационных условиях работа стартера (обороты вращения коленвала, звук) отличались от запуска к запуску. Это можно было объяснить лишь тем, что значительная энергия аккумулятора тратится на преодоление силы трения возникающей в самом стартере (особенно в мороз).
Да и эксплуатация такого узла может закончится как всегда не вовремя и с большими последующими капиталовложениями на ремонт.
Итак, приступим.
Первым делом отключаем аккумулятор (снять минусовую клемму).
Для снятия стартера необходимо обеспечить оперативный простор, для чего откручиваем два болта крепления радиатора и один болт крепления трубки кондея, для снятия кожуха вентилятора радиатора.
Движок без крышки
Откручиваем два болта крепящих кожух вентилятора радиатора.
Болт левой стороны.
Затем отсоединяем разъём питания вентилятора и отводим провод в сторону, предварительно сняв два крепления провода (можно просто разблокировать замочки зажимов отвёрткой) чтобы освободить провод.
После этого снимаем кожух вентилятора, вспоминая «добрым» словом японский автопром (для меня эта работа была самая муторная)- нужно аккуратно отводить трубки кондея, не повредив их, особенно осторожно нужно быть с той, которая выходит из насоса, одновременно прижимая радиатор к передней панели. Кожух довольно жёсткий и большой зараза…

Чтобы добраться до верхнего болта стартера, откручиваем крепёжную планку.

Отсоединяем провода (один основной крепится гайкой, а на катушку втягивающего реле установлен разъём с защёлкой).
Теперь ничего не мешает провести демонтаж стартера.
очиститель

СНЯЛ!!! (Сделал наркоз чтоб не шевелился).

Разбираем на части запоминая что и как было установлено (хотя перепутать крайне сложно).
Особое внимание нужно обратить на фиксирующие выступы, определяющие взаимоположение деталей при сборке.

Для снятия бендикса нужно снять стопорное кольцо, фиксируемое дополнительно стопорной шайбой, которая сходит с него в сторону редуктора.
Затем снимается с вала стопорное круглое колечко и снимаем с вала бендикс со стопорной шайбой.
Наличие смазки видно на фото-она просто отсутствует как класс если не считать загустевших следов превратившихся в грязь.
Единственное место, где смазка была ещё не отработанная, это планетарный редуктор (шестерни).

После снятия бендикса снимаем стопорное кольцо вала редуктора и вынимаем сам вал с фланцем под шестерни.
Для промывки можно извлечь и основную пластмассовую шестерню (при сборке обратить внимание на правильную установку (выступающие усы и боковой выступ).
Всё моем, кому чем нравится, кроме бендикса (его протираем).
Производим последовательную смазку и сборку в обратной последовательности.
Для смазки использовал Литол-24 для планетарного редуктора, оси и подшипника трения (втулки).
Для смазки червяка и оси вала бендикса смесь Mobil и Литола-24.
Смазывать без фанатизма, лишь необходимое количество.
После сборки проверить свободное вращение деталей редуктора и перемещение бендикса.

После очистки корпуса стартера и промывки без извлечения игольчатого подшипника, смазываем его смесью Литола-24 и Mobil.

Приступаем к дальнейшей разборке электродвигателя, для чего откручиваем два винта на торце крышки двигателя.
Cнимаем её, и фигеем от состояния (следы от работы медно-графитовых щёток на всём в значительном количестве…

Двигатель

Оба конца электродвигателя и подшипники скольжения (втулки) были сухими, как горло на утро после вечеринки …
Это особенно настораживает? ведь там обороты более 5000.
Я не стал разбирать щёточный узел, так как в этом не было необходимости. Двигатель в сборе (статор, ротор и щёточный узел) продул компрессором, а крышку помыл.
Смазал вал двигателя и подшипники Литола-24, уделяя внимание на то чтобы при сборке и работе смазка не попала на коллектор и щётки.
Собрал всё в кучу в обратной последовательности.

После установки на двигатель и присоединения проводов нужно провести испытания -завести машину.
Если всё радует и двигатель тебе сказал «спасибо», то можно заняться дальнейшей сборкой (установкой кожуха) и т.д.
При установке важно попасть выступами на кожухе внизу по бокам в «ловушки» на бочках радиатора.
Результат проведённой работы меня порадовал, стартер начал крутить как сумасшедший и работает тихо и мягко. А самое главное я теперь спокоен, что он меня не подведёт и я в него больше не полезу...
В моём случае значимого износа деталей не было, обслуживание произведено вовремя.
Применялся инструмент на фото, хотя считаю не важно чем, важно как!
Применялись смазки из соображения надежности – Литол-24 высокотемпературная с неплохими проверенными годами эксплуатации свойствами, Mobil подмешивал из соображения добавления графита для высоконагруженных пар трения. Хотя КАЖДЫЙ может применять смазку исходя из собственного опыта.
Прошу прощение, что получилось так объёмно хотел, чтобы понятно было тому, кто захочет своими руками сделать приятное машине, ведь не в каждом сервисе подобную «операцию» будут делать (лучше и быстрее для многих сервисменов, заменить стартер на другой).
Удачи, ни гвоздя ни жезла.
Задать вопрос автору фотоотчёта
Назад к оглавлению