Крах Японского секонд-хенда?

20.01.2009

Автомобиль становится роскошью, а не средством передвижения

Придорожные кафе и шиномонтажные мастерские готовятся к убыткам, перегонщики заявляют о потере бизнеса. Со дня введения новых пошлин на ввоз автомобилей не прошло и двух недель, а последствия столь радикального решения уже дают о себе знать.


Кто попал под удар?
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Введение новых правил ставит под сомнение это расхожее утверждение. Напомним: ставка на ввоз автомобилей старше 5 лет увеличилась в два раза, на машины от 3 до 5 — в полтора. Небольшие изменения коснулись машин сроком эксплуатации менее трех лет и абсолютно новых автомобилей.
Изменение ставок ударило прежде всего по карману рядовых обывателей — так считает большинство экспертов. Причина проста. До недавнего времени самым ходовым товаром на вторичном рынке автомобилей зарубежного производства считались иномарки сроком эксплуатации от 5 до 7 лет, без пробега по России. В среднем их стоимость составляла от двухсот до четырехсот тысяч рублей. Для среднестатистического покупателя оптимальное соотношение цены и качества. Однако введение новых заградительных пошлин поднимает стоимость таких машин до фантастических высот. Покупать их дорого, везти невыгодно.


В Японии цены падают
Интересно, что в ответ на повышение пошлин японская сторона уже сейчас идет на снижение цен.
— У них варианта другого нет — либо платить деньги за утилизацию старых машин, либо снижать стоимость авто, — рассказывает Петр Глушков, менеджер одной из компаний, поставляющих автомобили с аукционов из Японии.
В некоторой степени это стабилизирует цены на ряд автомобилей до 5 лет.
Так, например, «Хонда-Фит» 2005 года не подорожала вообще. С учетом снижения цены в Японии она как стоила в Иркутске 350—400 тысяч, так и стоит. Смущает одно: люди не спешат приобретать маленький городской автомобиль за такие деньги. Пусть он будет 2002 года, но по цене 250—300 тысяч.
Однако в случае с автомобилями старше 5 лет это обстоятельство, к сожалению, ситуацию не спасает.


Бизнес гибнет
С началом финансового кризиса армия перегонщиков заметно поредела. Сей факт отмечают и владельцы придорожных магазинов, и работники автозаправок. После 12 января на федеральных трассах М-53, М-55 и вовсе затишье — машины на транзитах стали редкостью.
— Дорога пустая, народ в ожидании, — подтверждает Борис Алексеев, владелец магазина автозапчастей в поселке Слюдянка.
По словам Акмара Юдашева, администратора одного из придорожных кафе, на фоне кризиса выручка заведения и без того упала в два раза. Повышение пошлин и, как следствие, сокращение на трассе числа перегонщиков приведут к еще большим убыткам.
На федеральной трассе М-55, недалеко от Слюдянки, у одного из кафе мы заприметили машину с транзитными номерами. Среди посетителей владельца авто легко было узнать по тапочкам и спортивному костюму — излюбленной форме одежды перегонщиков. Дмитрий Кушенко в пути четвертые сутки, из Приморья он направляется в родной Красноярск.
— Почти доехал. Тысяча километров осталась.
Во Владивостоке, по его словам, царят волнения. Бизнес умирает, тысячи людей остаются без работы.
— Да и цены на авто уже поднялись — рынок реагирует.
И хотя автомобиль, который приобрел Дмитрий, был расторможен еще по старым правилам, он все же обошелся новому владельцу заметно дороже, чем предполагалось.
— В день покупки такая машина в Красноярске стоила 320 тысяч. Я же во Владивостоке приобрел ее за 285.
Дмитрий уверен, что эта поездка во Владивосток последняя.
— Смысла нет. Кому нужны такие дорогие иномарки?


Авто от 40 тысяч рублей
На автомобильном рынке Иркутска в Рабочем, кажется, все как обычно — покупатели неторопливо ходят по рядам, продавцы в ожидании. Однако, прогулявшись вдоль рядов, замечаешь: беспробежных японских автомобилей стало несколько меньше. Причина проста — привоза нет. Плюс весьма значительно поднялись цены. Правда, по словам продавцов, исключительно из-за повышения курса доллара.
Игорь Курков выбирает автомобиль для дочери.
— «Тойота-Спасио», «Тойота-Надя». Если раньше машина подобного класса стоила в среднем 350 тысяч рублей, то сегодня не меньше 420. Придется добавлять, — резюмирует мужчина.
А вот стоимость авто из серии «глубокий секонд-хэнд» осталась на прежнем уровне. Спектр цен на разнокалиберные «Жигули», «Ниссаны» и «Тойоты» из частных рук — от 40 тысяч (за раритеты 80-х).
Что касается автомобилей, ввезенных в Россию уже по новым пошлинам, то пока на рынке таковых не имеется.
— Они и не появятся, — считает Игорь, продавец беспробежных японских авто. — По новым ценам их везти никто не будет.
Мало того что кризис в стране, так ситуацию усугубляют еще больше, — вступает в разговор Алексей, еще один продавец-перегонщик. — Отразятся пошлины на авиационном и железнодорожном транспорте, на кафе, магазинах, автосервисах — а знаете, сколько деревень по трассе этим живет?


Дороже, чем в Америке
Рост доллара в совокупности с повышением пошлин на ввоз автомобилей повлиял и на стоимость новеньких машин в автосалонах города.
— Производители уже подняли свои цены. Так, например, стоимость автомобилей «Опель» повысилась на 9,4%, «Ситроен» — на 4, — рассказывает Александр Марчук, директор отдела продаж одного из крупных автосалонов Иркутска. — Поскольку уровень доходов за ценами не поспевает, это естественно, отражается и на покупательской способности. На ближайшее будущее эксперты прогнозируют падение продаж в среднем на 10%.
В автосалоне официального дилера «Тойоты» ценники и вовсе меняют ежедневно. С 15 января стоимость автомобилей в среднем выросла на 4,5%. Плюс ко всему в конце прошлого года производители перешли на цены в долларах. А поскольку американская валюта в последнее время взяла привычку неуклонно расти, то и стоимость новеньких «Тойот» растет с ней за компанию. В итоге «Ленд-Крузер Прадо» стоит в иркутском автосалоне как однокомнатная квартира — свыше двух миллионов рублей.
К слову, цены на новые автомобили в нашей стране изначально высоки по сравнению с мировыми.
— Именно поэтому цивилизованного автомобильного рынка в России и не получается, — считает Петр Глушков. — Судите сами: «Тойота-Камри» российской сборки стоит в среднем восемьсот тысяч рублей, в пересчете на иностранную валюту это около 25 тысяч долларов. В США «Тойота-Камри» американской сборки стоит 19 тысяч долларов.


Поддержим АвтоВАЗ?
Введение новых пошлин призвано повысить спрос на отечественные машины. Но готовы ли российские автолюбители менять качественные и комфортные иномарки на продукцию автопрома?
— По личному опыту скажу: если вы однажды приобрели российский автомобиль, а после благополучно его сбыли, второй раз одну ошибку вы не совершите, — считает Роман, администратор одного из иркутских автосервисов.
На сегодняшний день самый дешевый автомобиль ВАЗ — «Жигули» пятой модели — стоит в одном из автосалонов Иркутска 163 тысячи рублей, самый дорогой «Приора» — 330 тысяч.
— Так за 300 тысяч лучше «Тойоту-Калдину» купить, года эдак 2002-го. Пусть даже с пробегом по России, — делится мнением Вячеслав Мирсаитов, автомобилист со стажем. — И безопаснее, и комфортнее, и хлопот никаких.
Сами продавцы автомобилей ВАЗ хоть и прогнозируют к концу года повышение спроса, однако незначительное. По их словам, в последнее время продажи неуклонно падают.
Не пользуются популярностью отечественные машины и среди учеников автошкол. Навыки езды начинающие водители предпочитают постигать на иномарках.
— Взять, к примеру, «Хонду-Джаз» и наши «Жигули», — рассуждает Геннадий Кабанов, инженер-механик, директор одной из автошкол Иркутска. — Обе машины леворукие, с механической коробкой передач. Однако в плане управления и комфорта отличаются как небо и земля.
По словам Геннадия Викторовича, всего в автошколе 15 машин, шесть из них отечественного производства.
— На иномарках два раза в год мы проводим техобслуживание, а «Жигули» ремонтируем без конца и края. Или вот еще пример: купили новый грузовик ГАЗ, он 450 километров проехал... и встал! Полгода стоял в сервисе, хотя машина на гарантийном обслуживании. Цена детали, которую пришлось заменить, — четверть стоимости автомобиля.


Отечественная сборка
Если повышение пошлин и приведет к увеличению спроса, то, скорее всего, на иностранные машины, собранные в России. Так считают эксперты. Однако стоимость «русских» «Фордов» и «Тойот» среднестатистическим покупателям не по карману, да и качество их сборки — предмет оживленных споров.
— Пока еще качество нареканий не вызывает. Комплектующие фирменные, весь процесс почти полностью автоматизирован, — говорит Геннадий Кабанов. — Вопрос в том, что будет дальше. Первые советские «Жигули» тоже были неплохими.
— И все же человеческий фактор вычеркивать нельзя, — считает Петр Глушков. — В Японии требования к контролю качества на порядок выше, чем в России.


Что будет в перспективе?
— Снижение конкуренции на внутреннем рынке — раз, сокращение рабочих мест на Дальнем Востоке — два. Вот отрицательные стороны принятого решения, — комментирует ситуацию доктор экономических наук, профессор Виктор Самаруха. — Положительная сторона: повышение емкости внутреннего рынка для развития отечественного автопрома. В ближайшее время принятые меры проявят себя с негативной стороны, но при грамотном управлении и должном контроле качества в долгосрочной перспективе решение себя оправдает. Не может такая огромная страна не иметь своего автомобилестроения.
Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, пока что повышение пошлин сулит федеральной казне лишь убытки.
— По оценкам экспертов, сумма собираемой пошлины за ввоз иностранных автомобилей в Россию уменьшится на один миллиард долларов, — рассказывает Александра Шипицына, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения БГУЭПа. — Общий объем продаж иностранных автомобилей сократится не меньше чем на 25%.


Кстати
В Иркутске 8 января проводилась акция, направленная против повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок. Юрий Гуртовой, заместитель губернатора Иркутской области, комментируя газете «СМ Номер один» это событие, указал на некоторые странности митинга: вместо заявленных 500 человек пришло меньше 100. В итоге милиции собралось больше, чем митингующих.
Сергей Беспалов, организатор митинга, связался с редакцией и счел нужным высказать свое мнение по поводу самого митинга и последующего комментария властей.
— Во-первых, — заявил Беспалов, — в митинге участвовало примерно 110 человек, охраняли его примерно 150 сотрудников МВД. Их силами на митинге велась постоянная видеосъемка, проводился допрос участников, фиксировались данные о проживании и паспортные данные.
Во-вторых, такое количество сотрудников МВД стало неожиданностью и для самих организаторов митинга. Тем более что организаторы уведомляли городскую администрацию о том, что в случае морозной погоды количество участников мероприятия резко снизится. А в момент проведения митинга температура на улице была -23 градуса.


Ввиду новых пошлин Игорь Какауров, перегонщик японских автомобилей, остается без работы: «Везти машины по таким ценам смысла не имеет».


«Повышение стоимости запчастей пока еще не предвидится», — считает Борис Алексеев, владелец магазина автозапчастей в поселке Слюдянка.


Автор: Дина Оккерт

Источник информации: СМ Номер один »

« К списку новостей

Добавить комментарий к новости


Каждый владелец Toyota Corolla Spacio, Corolla Verso или просто автолюбитель может вступить в наш Интернет-автоклуб. Здесь вы можете познакомиться поближе, пообщаться с одноклубниками и разместить контактную информацию о себе.

Для полноценного общения Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Подобная регистрация совершенно ни к чему Вас не обязывает, но дает ряд дополнительных возможностей.
Вы можете узнать об этом подробнее прямо сейчас.

Или напишите свой комментарий без регистрации

* Ваше имя:
* E-mail:
 
Имя автора комментария не должно совпадать с логинами участников автоклуба
* Текст комментария:
* Защита от спама: