Удар по автобизнесу

03.04.2009

Правительство давно пытается ограничить ввоз подержанных автомобилей из-за границы. Несколько лет назад, увеличив таможенные пошлины, оно добилось того, что в Россию почти перестали ввозить иномарки старше семи лет.

А с января 2009 года резко повысило таможенные пошлины на ввоз иномарок старше трех лет. Поможет ли эта мера защитить отечественный автопром и созданные в России предприятия по сборке автомобилей из импортных комплектующих, пересадить россиян на леворульные авто, а старые иномарки вытеснить с наших дорог - покажет время.


Пока же в результате повышения пошлин цены на ввозимые автомобили устремились вверх. Увеличению цен способствовал и рост курсов японской йены (основной валюты покупки автомобилей) и евро (валюты их растаможивания). В то же время доходы многих потенциальных покупателей из-за кризиса сократились. Спрос на услуги по приобретению на аукционах в Японии, Южной Корее, США и других странах подержанных автомобилей и доставке их в Новосибирск сократился в разы. Дальнейшее существование большого круга компаний, занимающихся продажей аукционных автомобилей, оказалось под вопросом. Участники рынка говорят о разорении многих мелких фирм и "затягивании поясов" крупными игроками, сообщает "Деловой Квартал".

"Емкость новосибирского рынка аукционных автомобилей в 2008 году составила $800-900 млн", - говорит управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. Бывший совладелец компании Juca Евгений Агалаков оценивает среднюю стоимость аукционного автомобиля примерно в $10-15 тыс. По оценке Дьячкова, за год в городе было продано около 80 тыс. аукционных автомобилей. 

До января 2009 года примерно 200-220 компаний заявляли, что оказывают услуги по приобретению на зарубежных аукционах подержанных автомобилей и доставке их в Новосибирск. Крупных игроков было около 7-8. Каждый из них ежемесячно привозил 20-30 автомобилей, рассказывает директор компании "Сибирь- Япония" Алена Гулина. К крупным она относит "Автобэст", "Ист-Моторс", БТК, "Токидоки", Juca, "Амаяма". 

 Алена Гулина отмечает, что на каждом привезенном под заказ автомобиле компании зарабатывают около $500. По словам совладельца компании "Автобэст" Владимира Нефедова, средняя маржа с каждого автомобиля - $400-600. Евгений Агалаков утверждает, что в конце прошлого года компании снизили маржу до $200. Опрошенные "ДК" руководители компаний говорят, что после повышения таможенных пошлин стоимость услуг аукционных фирм в рублях на изменилась. 

В январе 2009 года правительство повысило таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок. В результате стоимость ввозимых автомобилей старше трех и особенно старше пяти лет сразу же значительно увеличилась. По словам Алены Гулиной, автомобили, которым от трех до пяти лет, подорожали на 50-100 тыс. руб., старше пяти лет - на 100-300 тыс. руб.
Владимир Нефедов считает, что по рынку аукционных автомобилей еще сильнее, чем пошлины, ударил рост курсов японской йены (основной валюты покупки автомобилей) и евро (валюты их растаможивания). "Пошлины - это цветочки по сравнению с ростом курсов евро и йены", - согласна директор компании ISICAR Светлана Сваровская. Если размер пошлин фиксирован, то постоянное изменение курсов валют приводит к тому, что клиенты опасаются покупать машины с открытой ценой. "От момента покупки автомобиля до растаможивания проходит 3-5 недель. За это время курс евро может резко подорожать. Клиенты не всегда готовы к тому, что им придется доплатить 1-2 тыс. евро", - говорит Владимир Нефедов.

В перечень причин разрушения рынка аукционных автомобилей директор компании Juca Сергей Глазко включает, кроме повышения пошлин и изменения валютного курса, еще и отсутствие свободных денег у людей, а также фактическое прекращение кредитования покупок подержанных машин. "Машины стало невыгодно покупать в кредит, - говорит Владимир Нефедов. - Круг банков, дающих кредиты на покупку аукционных автомобилей, сократился, а ставки по таким займам выросли с 12-15% до 19-21% годовых". 

"Рынок затоварен подержанными японскими автомобилями. Слишком много их было ввезено в конце прошлого года, когда люди торопились приобрести машины до вступления в силу новых пошлин", - рассказывает Сергей Глазко. По его словам, сроки доставки автомобилей увеличились с 1,5 до 2-2,5 месяцев (причины — закрытие во Владивостоке ряда складов временного хранения и компаний, занимавшихся грузоперевозками). 

Повышение цен на подержанные машины, увеличение сроков доставки, нестабильность валютного курса — все это привело к тому, что спрос на услуги аукционных компаний резко снизился. "Покупателей стало меньше в несколько раз. В феврале этого года мы продавали по 3-4 автомобиля в неделю, в то время как в прошлом продажи составляли до 20 машин в неделю", - отмечает Владимир Нефедов. Многие более мелкие компании, пережидая трудные времена, приостановили работу.
Среди местных компаний, по его мнению, преобладали "столы заказов". "В ближайшее время заказов не будет, и они закроются», — уверен он. Нефедов считает, что весной 2009 г. в городе закроется около 90% аукционных компаний, а у остальных доставка автомобилей с аукционов перестанет быть главной статьей доходов. Впрочем, найти другие источники доходов не так-то легко: в связи с кризисом нет стабильности и в других сферах экономики, кроме того, многим элементарно не хватает начального капитала на новый бизнес.

Многие компании несут потери из-за отказных машин. "Те компании, которые не успели растаможить машины до 2009 г., просят доплатить с учетом поднявшихся пошлин. Часто клиенты не готовы к этому", - рассказывает Владимир Нефедов. "Мы постепенно возвращаем таким заказчикам деньги", - говорит Сваровская.


Нефедов считает, что в нынешних условиях торговлю аукционными автомобилями смогут продолжить лишь крупные компании, у которых, как и у "Автобэста", хватит ресурсов, чтобы покупать машины за собственные деньги. Таких, по его мнению, не больше 5-7. "Ввозить или не ввозить машины зависит от того, какие проблемы вы предпочитаете: не иметь заказов или рисковать собственными деньгами", - говорит Сваровская. Не все даже крупные компании готовы сейчас рисковать, покупая автомобили на собственные деньги. Сергей Глазко: "Нет смысла "замораживать" деньги, потому что машины сейчас будут продаваться долго, а цены на них еще могут упасть, ведь непонятно, сколько будут стоить йена и евро через месяц".

Глазко отмечает, что за последние 3-4 месяца цены на автомобильных аукционах в Японии и США упали. «Например, если в прошлом году Toyota Corolla Spacio 2004 г. выпуска стоила около $10 тыс., то сейчас —около $6 тыс., Porsche Cayenne 2005 г. выпуска стоил около $30 тыс., сейчас — не больше $19 тыс.", - рассказывает он.

Дьячков прогнозирует, что в 2009 г. аукционных автомобилей в городе будет продано на 30-40% меньше, чем в 2008 г.: "При этом в стоимостном выражении емкость рынка, возможно, останется на прежнем уровне из-за увеличения цены автомобилей". 

Директора аукционных фирм надеются, что стабилизация курса рубля приведет к тому, что спрос на подержанные иномарки снова возрастет. "Всегда найдутся люди, которые захотят купить подержанный автомобиль, потому, что он дешевле. Еще одна причина - у официальных дилеров представлены не все популярные в городе модели той или иной марки автомобилей", - говорит Владимир Нефедов. По словам Светланы Сваровской, даже если государство полностью запретит ввоз праворульных машин, у некоторых аукционных компаний останется возможность выжить: "Будем завозить леворульные автомобили с аукционов в США, Корее, ОАЭ". Но поле деятельности у них сильно сократится. 

А пока даже крупным фирмам приходится подтянуть пояса - все опрошенные "ДК" участники рынка сказали, что им приходится оптимизировать издержки. Компании сокращают персонал, уменьшают размер офисов или переезжают в более дешевые помещения. 

В январе-феврале перестали продавать аукционные автомобили 90% компаний, которые ранее работали на этом рынке. Многие мелкие фирмы разорились, а владельцы некоторых из них даже вынуждены скрываться от кредиторов. Эти бизнесмены получили от клиентов деньги, купили машины в Японии, но не успели их растаможить по старым ставкам. Средняя сумма долга за один автомобиль — примерно 500 тыс. руб. При этом средняя фирма одновременно выполняла заказ на 4-6 машин, значит, объем ее долга - примерно 2-3 млн. руб. Проблема в том, что уже привезенные во Владивосток автомобили не успели растаможить, а с новыми пошлинами они не по карману заказчику. На рынке сейчас остались в основном крупные фирмы, которые за собственные деньги покупают во Владивостоке автомобили, дожидаются, пока цена на них возрастет, и перепродают. На каждом автомобиле они зарабатывают максимум 30-40 тыс. руб.

Источник информации: «Деловой АвтоКлуб» »

« К списку новостей

Добавить комментарий к новости


Каждый владелец Toyota Corolla Spacio, Corolla Verso или просто автолюбитель может вступить в наш Интернет-автоклуб. Здесь вы можете познакомиться поближе, пообщаться с одноклубниками и разместить контактную информацию о себе.

Для полноценного общения Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Подобная регистрация совершенно ни к чему Вас не обязывает, но дает ряд дополнительных возможностей.
Вы можете узнать об этом подробнее прямо сейчас.

Или напишите свой комментарий без регистрации

* Ваше имя:
* E-mail:
 
Имя автора комментария не должно совпадать с логинами участников автоклуба
* Текст комментария:
* Защита от спама: