Общие вопросы

Гальваническое цинкование(ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ)

добавлено больше года назад, изменено больше года назад
#адрес
+1

  В этой статье я поделюсь своим личным опытом применения данного метода.
 
  Что это такое и для чего это нужно?

 
  Гальванизация
это метод покрытия одного металла каким-либо другим путём электролиза(электрохимическим способом).
 
  Применяют этот метод в разных целях, например:  покрытие обычного железа более благородным металлом для придания объекту гальванизации эстетичного вида, либо для защиты от воздействия окружающей среды. Этими металлами могут быть: хром, Никель, Кадмий, медь, золото, серебро, цинк и многие другие металлы.
 
  Нас интересует - Цинк. И нашей целью является защита от "ржавчины". Покрыв какой-либо металл, не устойчивый к коррозии, цинком, мы таким образом полностью защищаем выбранную деталь от корродирования. В целом, функцию защиты от коррозии может выполнять множество разных веществ и способов: грунт, краска, мастика, смазка и т.д. Все способы полезны и имеют право на существование. Но, любой способ хорош и удобен для каждого конкретного случая. Оцинковка - очень простой и дешевый вариант для предотвращения коррозии любой детали вашего автомобиля. Это настолько продуктивный метод, по отношению к затраченным средствам для его воплощения, что о нем должен знать каждый. Для получения конечного результата требуются считанные минуты!
 
   Итак, изложу действующую, полностью рабочую и проверенную лично мною и временем, схему.

   НАМ ПОНАДОБИТСЯ:

 1) Цинк(металл)
 2) Паяльная кислота на основе хлористых солей цинка
 3) Провод электрический многожильный
 4)Держатель для цинковой пластины с электроконтактом
 5) Губка для мытья посуды(шершавая её часть) или, так называемый, "скотч-брайт"
 6) Напряжение постоянного тока 12 вольт
 
   сопутствующие:
 - Паяльник
 - припой
 - шуруп с широкой шляпкой

   ГДЕ ПРИОБРЕТАТЬ:

1) Цинк.Некоторые производители предлагают цинк в чистом виде и, как правило, оптом. Можно порыскать на барахолках или вырвать из какого-нибудь аппарата, в котором содержатся какие-либо элементы из цинка. Каждый сам выберет, где взять цинк, я предложу самый простой источник - батарейка. Обычная, солевая, пальчиковая батарейка. В отличие от литий-ионной, солевая батарейка имеет корпус из чистого цинка. Он то нам и нужен.Просто разбираем и выпотрашиваем содержимое батарейки. Содержимое очень сильно пачкается, работаем аккуратно. В итоге у вас должен остаться стаканчик из цинка. Я эти стаканчики режу и получаю цинковые пластинки, как на фото(фото можно увеличивать). 
   
  
2) Паяльная кислота на основе цинка. Полностью доступное на рынке вещество. Продается везде, где можно купить паяльник и любые другие инструменты. В розничных магазинах, в основном, предлагают мелкие бутылочки, около 30 мл. Цена за него где-то 30-40 рублей. Я нашел Рязанского производителя, который предлагает фасовку 1 литр и стоимостью около 200 рублей. Кислоты бывают на разных основах. Нам нужна именно кислота на основе цинка и никакая другая!!!
 

3) Провод электрический многожильный.
Обычный провод, продается во всяких электро-бутиках. Не берите слишком тонкий провод. Я выбрал сечение 2 мм и длиной чуть больше длины автомобиля. Пример на фото.


4) Держатель для цинковой пластины с электроконтактом. Здесь мне пришел на помощь переходник с китайской вилки на евро розетку. Разобрав, я оставил часть в виде буквы "Т", как на фото. Переходников существует разное множество, поэтому не заостряйте внимание именно на нём, главное, в итоге у вас должна получиться деталь, как на фото. Не делайте его из металла, так как температура рабочей поверхности больше 100 градусов!  Пластик, я думаю, оптимальный вариант.
 

5)Губка для мытья или "Скотч-брайт". Любой хозяйственный магазин. Нужен именно грубый материал, без поролона. Методом проб и ошибок был выбран именно этот материал. Он меньше изнашивается и прекрасно выполняет свою функцию. Рекомендую его. Тряпки, поролоны - неудобно, неэффективно и быстрый износ.
 

6) Напряжение постоянного тока 12вЕсли необходимо покрыть цинком деталь автомобиля, то используется напряжение бортовой сети. Но, производить гальванику можно не только на автомобиле, но и дома. Для этого нужен адаптер питания 12 в. Его можно приобрести также в электро-бутиках или на китайских рынках, либо позаимствовать у какого-нибудь электроприбора домашнего быта. Я думаю, это не обязательно должно быть 12 в. Эффект должен быть и при меньшем напряжении, и при большем. Тут скорее всё зависит от силы тока, а не от вольтажа. 
 
 
   ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ

Состав: провод, держатель, шуруп с широкой шляпкой, припой.
 
  Провод выбранной вами длины очищаем с концов от изоляции. Один конец залуживаем припоем, второй конец необходимо прикрепить к держателю. В моем варианте держателя я воспользовался имеющимся там отверстием и продел провод сквозь него. Далее, в основание держателя необходимо ввернуть шуруп с широкой шляпкой и припаять к нему второй конец провода.  В конце концов у вас должна получиться примерно такая  приспособа, как на фото. Шуруп и второй конец провода должны быть единым проводником.



Высота шляпки шурупа должна быть практически на одном уровне собщим уровнем площадки держателя, можно немного ниже, но не ниже, чем толщина цинковой пластинки.


Далее, вырезаем полоску «скотч-брайта»по ширине, равной ширине площадки держателя и по длине примерно в 3 раза больше ширины. Затем, берем вырезанные ранее цинковые пластинки, складываем вдвое и кладем на площадку держателя. Цинковая пластинка должна иметь контакт с шурупом, но не должна быть намертво прикреплена к держателю. Цинк в данной процедуре – расходный материал, потому, эти пластинки имеют статус сменной кассеты. Он достаточно быстро расходуется, потому пластинка должна быть многослойная.


В конечном итоге, приспособление для гальванизации, готовое к работе, имеет следующий вид:

Рабочая часть разумеется там, где находится цинк.
 

ПРОЦЕСС ГАЛЬВАНИЗАЦИИ

Работайте, желательно, в резиновых перчатках, кислота негативно сказывается на коже рук.

- Противоположный держателю конец провода запитываем к «+» (ПЛЮСОВОЙ) клемме аккумулятора (я немного ослабляю гайку, вставляю конец провода и затягиваю. Можно вместо этого припаять «крокодильчик», так будет проще, но у меня до этого не дошло).

-  Зачищаем проблемную поверхность от ржавчины и прочей нечисти до чистого металла. Обезжириваем. Дефекты деталей кузова зачищайте, не допуская резкой ступеньки на границе металла с лакокрасочным покрытием. Переход должен быть плавным, иначе цинк на границе может плохо лечь и это будет уязвимое место. 

- Пропитываем рабочую часть держателя кислотой и начинаем плавными движениями водить по обрабатываемой поверхности.

ВАЖНО!Обрабатываемая поверхность должна быть заземлена на «-»(минусовую) клемму аккумулятора, иначе не будет никакого эффекта. Например, покрывая цинком тормозной суппорт, я столкнулся именно с этой проблемой. Мне пришлось дополнительно его заземлять.

  • По началу ничего не будет происходить,но, спустя несколько секунд, поверхность начнет сильно нагреваться, кислота шипеть и металл будет покрываться серым слоем цинка. 

  • Не задерживайтесь на одном месте и не допускайте слишком сильный нажим(но и не слишком слабый), это практически сразу испортит тряпочку (она расплавится) и не даст положительного эффекта. Задержавшись на одном месте, поверхность покроется толстым, почти черным, слоем цинка, но он будет рыхлым и легко сотрется, потому водим плавно, без остановок, как будто кисточкой красите. Кроме того, остановки портят уже имеющийся слой цинка. 

  • Периодически подливайте кислоту на рабочую поверхность, это необходимо для самой гальванизации и для охлаждения. Также с постоянной периодичностью прекращайте контакт с обрабатываемой поверхностью, иначе будет сильный перегрев. 

  • Если всё делать правильно, слой цинка будет равномерным, устойчивым и иметь яркий, почти блестящий цвет. Удалить его теперь можно либо химическим, либо механическим путем. 

  • После обработки я немного, с небольшим нажимом, полировал поверхность тем же скотч-брайтом, другим, чистым кусочком, немного смочив водой. Таким образом я убирал слой цинка, который имел плохую адгезию с поверхностью. 

  • На обработку одного небольшого участка,примерно 10 кв. см. уходит 2-3 минуты. Хотя, это время может быть и больше, и меньше, всё зависит от толщины слоя, которым вы хотите покрыть поверхность. Даже самый маленький слой будет результативно справляться с защитой от коррозии. 

  • Спустя некоторое время цвет цинка станет немного мутным, но свойств своих не утратит.
 

P
.S.

Потренируйтесь, для начала, дома с мелкими деталями. Найдите адаптер 12в и попробуйте что-нибудь покрыть. Тот же принцип: «+» к цинку, «-» к детали.
Поняв принцип работы гальванизации, вы можете менять приспособление в зависимости от условий. Например, когда я обрабатывал суппорт, проушины, в которые вставляются направляющие, покрыть цинком данным приспособлением было невозможно. Потому я взял длинный шуруп, обмотал его цинком, скотч-брайтом, припаял к нему провод и успешно покрыл поверхность.

Прошел год, как я обработал порог под задней дверью. Прогнил тогда порог насквозь. Очистил от ржавчины, покрыл цинком, дыры замазал черным герметиком. Снежная зима, дороги, посыпанные солью, грязь, вода, летняя жара – порог какой был, такой и остался. Краской я его не покрывал, это голый, открытый металл.
 
На фото ниже железный шпатель, частично покрытый цинком и десятирублевая монета. На этих вещах я тренировался прежде, чем дойти до машины. Как видите, шпатель покрылся ржавчиной там, где нет цинка.

 
Пробуйте, совершенствуйте, дополняйте, критикуйте, спрашивайте.
Спасибо за внимание!
  

Текст сообщения был изменен пользователем 12 июл 2016 в 17:16:36

AE111, 4A-FE

В этой теме 1 ответ

больше года назад
#адрес
0

Отлично. тоже немного сталкиваюсь с гальванопластикой. очень доходчиво.

Spacio 7A(FF), ГБО(Digitronic) / PAJERO 3