Правый руль: новые угрозы

24.09.2008

Российское правительство решило не терять тех автопроизводителей, которые ещё только подумывают открыть новые сборочные площадки на территории России, сообщает www.autonews.ru.

На днях Минэкономразвития РФ заявило о том, что механизм заключения соглашений по промышленной сборке автомобилей и компонентов будет возобновлён и продлён до 2009 года (речь идёт о льготном порядке импорта запчастей для сборки машин). Прежде всего речь идёт о промсборке автомобилей на Дальнем Востоке. Эксперты считают инициативу разумной, однако предупреждают, что сначала нужно будет на законодательном уровне полностью запретить ввоз в Россию автомобилей с правым рулём.

Планов снова громадьё

О своей готовности открыть новые сборочные предприятия уже заявили отечественные автопроизводители Sollers (новое название компании «Северсталь-авто», имеющей автозаводы в Татарстане) и «АвтоВАЗ». В качестве перспективного региона, как сообщает www.autonews.ru, обе компании рассматривают Дальний Восток, возможными для сборки марками автомобилей называют соответственно южнокорейскую SsangYong и японскую Nissan. Компании уже ведут переговоры с иностранными автопроизводителями и местными властями о возможных объёмах и площадках. Ещё в августе «Интерфакс» сообщил, что Sollers изучает возможность размещения на Дальнем Востоке производств по сборке джипов SsangYong и грузовиков Isuzu, однако рентабельным такой проект может быть только в том случае, если продукция пойдёт в том числе и на сибирский рынок (кстати, как сообщал «В» в июле 2008 года, на втором Тихоокеанском экономическом конгрессе губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН обмолвился о том, что авиационный завод «Прогресс» в Арсеньеве вскоре может стать и автомобильным: «Предприятие очень активно развивается... Прорабатывается вопрос с одной из крупнейших мировых автомобильных компаний, я открою небольшой секрет, о возможности организации на этом заводе автомобильной сборки»). Кроме того, аналитики считают, что возможно заключение соглашений с Mazda и Honda, которые в прошлый раз не успели оформить отношения с российским правительством на льготных условиях.

Намерение отечественных автопроизводителей освоить наконец необъятные просторы Родины кажется экспертам автомобильного рынка вполне разумным. Однако возможность реализации этих проектов всё-таки пока видится достаточно сомнительной. На Дальнем Востоке – дефицит дорог, нет налаженной системы логистики, а региональный рынок полностью принадлежит продавцам подержанных автомобилей. Очень сомнительно, что дальневосточное население, привыкшее покупать самые разнообразные японские и корейские автомобили – хоть и подержанные, но «из первых рук» и оригинальной сборки, предпочтёт покупать новенькие Nissan и SsangYoung, собранные российскими руками и продающиеся в два раза дороже, заключает www.autonews.ru. «Экономическая целесообразность открытия там производства представляется спорной, – констатирует заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей УДАЛОВ. – Тем не менее, на наш взгляд, организовать безубыточное производство в регионе возможно». Как подчёркивает аналитик машиностроительного сектора «Церих Кэпитал Менеджмент» Роман ТКАЧУК, новые производства станут рентабельными только в случае господдержки – получения льготного режима и последующего запрета на праворульные машины в регионе: «Поэтому, если начнётся строительство заводов в регионе, – это верный признак того, что российские автопроизводители согласовали с правительством введение этого запрета и публикация закона уже не за горами». Но законодательный запрет на импорт праворульных автомобилей может повлечь за собой вал социальных волнений и акций протеста. Пойдёт ли на это правительство в ближайшее время – это большой вопрос, считает www.autonews.ru.

Тревожные прецеденты

Впрочем, о грядущем запрете правого руля, равно как и о планах строительства автозаводов на Дальнем Востоке, в последние годы немало говорили, но дальше слов дело так и не пошло. В ДВФО, на огромной территории которого проживает меньше пяти процентов российского населения, слишком скромен рынок сбыта, тем более с учётом невысокого уровня жизни населения и заполненности рынка сравнительно недорогими и весьма качественными подержанными японскими автомобилями. Однако есть ещё более тревожная информация, которую недавно опубликовал популярный дальневосточный ресурс о праворульных автомобилях www.drom.ru: «Придуман и уже введён в действие новый способ ограничения ввоза подержанных автомобилей в Россию. Авторское право автопроизводителей поможет им зажать независимый импорт машин в России». Оказывается, вступившая в силу с начала 2008 года новая редакция Гражданского кодекса РФ предусматривает, что государство обязуется защищать права владельцев торговых марок, пресекая их незаконное использование на территории России. В результате начались преследования компаний, занимающихся ввозом подержанных автомобилей и запчастей для них. Так, в 9-м арбитражном апелляционном суде (Москва) уже было вынесено постановление об изъятии у частной фирмы ввезённого ею в Россию для продажи подержанного Porsche Cayenne. Основанием для такого решения стало нарушение со стороны ООО авторского права компании Porsche на эксклюзивное использование своего товарного знака в России. Причём иск в суд подал не сам производитель, а центральная акцизная таможня по своей инициативе. «Казалось бы, Porsche Cayenne — дорогой автомобиль, мало кто его может себе позволить, – сообщает www.drom. ru. – Но прецедент создан, истцом является таможня, что позволяет в следующий раз заменить Porsche Cayenne на Toyota Corolla, Subaru Forester или Honda CRV и без долгой волокиты изъять автомобили, пока они будут ещё на таможенном складе. Хозяева их уже не дождутся».

Та же схема, сообщает ресурс, может обрушить и рынок запчастей: «Вы заказываете у фирмы крыло на автомобиль Nissan, поскольку у неё стоимость этого крыла заметно ниже, чем у официального дилера. Фирма вам везёт крыло. и на таможне расстаётся с ним по решению суда, поскольку ввоз в РФ и использование этого крыла нарушает авторское право компании Nissan. Всё это уже происходит. В судах слушаются дела по запчастям к японским автомобилям, которые ввезли в РФ крупные независимые фирмы-импортёры». Если так продолжится и дальше, то, как считает www.drom.ru, будут «убиты» рынок импорта подержанных автомобилей, а также рынок импорта новых и подержанных запчастей по умеренным ценам. Кроме того, появится новый повод для коррупции на таможне, а автопарк в российских регионах будет стремительно стареть. «В данный момент на ситуацию ещё можно повлиять, создав прецеденты решений суда в пользу импортёров и потребовав от правительства внести более точные формулировки и больше здравого смысла в Гражданский кодекс», – считает www.drom.ru. По информации данного ресурса, уже этой осенью Верховный суд РФ может принять постановление, которое навсегда закроет вопрос со свободным импортом в РФ множества товаров, включая автомобили и запчасти к ним.

По мнению www.drom.ru, тем самым «будут созданы условия для монополизации рынка автомобилей и запчастей узким кругом компаний... Необходимо донести до властей предержащих, что подобный подход приведёт к катастрофическим последствиям для простого человека. Привлечение внимания к данной проблеме депутатов Государственной думы и правительства способно остановить надвигающийся коллапс свободной торговли. Стоит отметить, что отдельные высокопоставленные чиновники и общественные организации наконец-то озаботились данной проблемой, так что можно надеяться, что вопрос будет решаться не тихой сапой в кулуарах Верховного суда, а открыто, с привлечением мнений всех сторон».

Источник информации: Vladivostok News »

« К списку новостей

Добавить комментарий к новости


Каждый владелец Toyota Corolla Spacio, Corolla Verso или просто автолюбитель может вступить в наш Интернет-автоклуб. Здесь вы можете познакомиться поближе, пообщаться с одноклубниками и разместить контактную информацию о себе.

Для полноценного общения Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Подобная регистрация совершенно ни к чему Вас не обязывает, но дает ряд дополнительных возможностей.
Вы можете узнать об этом подробнее прямо сейчас.

Или напишите свой комментарий без регистрации

* Ваше имя:
* E-mail:
 
Имя автора комментария не должно совпадать с логинами участников автоклуба
* Текст комментария:
* Защита от спама: